Учебный год 2022/2023 в Украине – еще одно испытание как для учащихся и их семей, так и для учителей. Дети уже напрактиковались читать учебники и делать домашние задания во время тревог в укрытиях прошлого года, хотя это не лучший опыт. Когда часто раздается предупредительная сигнализация, пребывание в школе может вынуждать учащихся нервничать и более эмоционально реагировать на опасность. При включении сигнализации одни дети могут подхватывать паническое поведение других и замедлять переход к укрытию. Поэтому важно, чтобы учителя спокойно относились к чрезмерной тревожности учеников и умели быстро успокоить их. А родителям не стоит ругать детей за чрезмерное волнение. В семье должно быть налажено откровенное общение, которое поможет вовремя увидеть проблемы школьника и помочь ему.
Приведем несколько шагов, которые могут предпринять для минимизации собственных опасений и действенной помощи школьникам. Поговорим о приемах психологической самопомощи, которые пригодятся детям. Это позволит быстрее приспособиться к новым школьным реалиям.
А) На постоянной связи с педагогами и школьной администрацией
Не нужно запугивать ребенка, но и украшать реальность тоже нецелесообразно. Желательно родителям лично посетить укрытие в школе вместе с ребёнком. Благодаря знаниям алгоритма действий в случае объявления тревоги учащиеся будут себя психологически лучше чувствовать.
Ребенок должен получить четкие наставления и изучить порядок действий — что нужно взять с собой, куда идти, кому звонить по телефону во время воздушной или ракетной тревоги. Также нужно обсудить, как действовать школьнику, если сирена об опасности заскочила в уборной или столовой.
Совместные усилия, приложенные родителями и педколлективом, способствуют эффективной и менее травматичной адаптации к новым условиям. Семье следует рассмотреть все возможные формы обучения с учетом психологического и физического состояния ребенка, а также получить ответ от администрации школы относительно мер безопасности, имплементированных в учебный процесс.
Также не будет лишним поинтересоваться, запланированы ли консультации психолога, факультативные встречи с другими специалистами, которые могут помочь учащимся преодолеть страхи.
Б) Общение и хорошие отношения в коллективе, необходимые для социализации
Обидно, но некоторые маленькие граждане Украины уже успели получить травматический опыт. Учителя должны учесть этот факт и помочь таким ученикам социализироваться, избавиться от внутренних напряжений. Конечно, уделять чрезмерное внимание ребенку с психологическими проблемами не следует, ведь такая забота может даже способствовать укоренению нездорового состояния. Если ребенку трудно овладеть какими-либо задачами, или он отказывается принимать участие в каких-либо массовых мероприятиях, настаивать не стоит.
А что делать? Например, можно выяснить, чем увлекаются такие интересующие их школьники. Осторожно, с учетом физического состояния, предложить факультативные занятия, привлечь к общим играм с одноклассниками, дружеское общение вне уроков.
В) Наблюдение за настроением ребенка
Все мы разные, поэтому каждый переживает травмы на свой манер и адаптация проходит по разному. Некоторые учащиеся, несмотря на предыдущий опыт, безболезненно возвращаются к обучению в школе. Для других новые условия и правила в учебном процессе, смена места жительства, школы, друзей становятся серьезным испытанием. Очень важно, чтобы в период привыкания к новым обстоятельствам поддерживали родители и учителя.
Конечно, влияние родителей более весомое. Окружающий мир и свою безопасность ребенок оценивает через поведение и эмоциональное состояние родителей. Если папа и мама спокойны и ведут себя взвешенно, то и ученик будет следовать такому поведению.
Детям младшего школьного возраста можно позволить взять с собой в школу какую-то небольшую любимую вещь, игрушку. Пустячок может восприниматься малышами как оберег, успокаивать во время пребывания в укрытии. Но школьник должен понимать, что отвлекаться во время учебы нельзя, иначе в следующий раз игрушку придется оставить дома.
Следует отличать посттравматический стресс от кризисов переходного подросткового возраста. Если это именно психотравма, ее проявления не исчезают или усиливаются, стоит искать помощи специалиста.
Г) Упражнения по психологической самопомощи
При наблюдении за детьми родители могут обнаружить эмоциональную нестабильность, панические атаки, навязчивые мысли, плохой сон, повышенную утомляемость и проблемы с концентрацией внимания. Можно попытаться практиковать простые, но действенные упражнения, направленные на преодоление этих неприятных состояний. Например, будут полезны несложные физические движения, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, танцы, медленное дыхание, уборка в доме. Даже простой стакан воды или сока может отвлечь внимание и вернуть ученика к комфортному самочувствию.
Не пренебрегайте этими, на первый взгляд, банальными упражнениями. Они проверены на практике и хорошо отвлекают, успокаивают, улучшают психологическое состояние, не дают погружаться в переживания. Учителям следует попробовать делать такие небольшие активные паузы на уроке. Упущенное время будет компенсировано повышением концентрации внимания, работоспособности и хорошим настроением школьников.
Самое главное — откровенно общаться с ребенком, показывать ему искренний интерес к его делам. Только таким образом взрослые смогут поддерживать доверительные отношения, знать, как чувствует себя школьник и нужна ли помощь.
Д) В постоянном поиске дополнительных педагогических знаний
Сложные условия должны быть частично компенсированы правильной коммуникацией с учениками. И тут придет на помощь профильная литература и другие источники. Можно посоветовать информационные ресурсы МОН Украины, книгу Светланы Ройз «Ключи силы». Также много профессиональных советов есть в профильных телеграммах каналах и вайбер сообществах.
Взрослые должны сделать все возможное, чтобы дети чувствовали их поддержку, верили, что лучшие времена не за горами, уравновешены и имели мотивацию к обучению. Кто идет, тот придет! Поэтому без сомнения родители, учителя и учащиеся вместе обязательно справятся со сложной задачей получения знаний во время войны.